- ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
- – органы государства, представляющие его во внешних сношениях и осуществляющие его внешнюю политику. О. в. с. различаются по значению и месту нахождения: центральные, внутригосударственные (глава государства, глава правительства, ведомство иностранных дел) и зарубежные органы (дипломатические и консульские представительства). Компетенция и полномочия центральных органов в области внешних сношений определяются конституциями государств.
Согласно ст. 14 Конституции СССР, «ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат; а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; б) вопросы войны и мира; в) принятие в состав СССР новых республик; з) внешняя торговля на основе государственной монополии; ц) законодательство о союзном гражданстве; законодательство о правах иностранцев».
В соответствии со статьями 14, 31, 32, 49 Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР ратифицирует и денонсирует международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств, в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии.
В соответствии со ст. 68, п. «г», Конституции СССР Совет Министров СССР осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами и, кроме того, назначает и смещает торговых представителей Союза ССР за границей и их заместителей.
К задачам Министерства иностранных дел СССР относятся: а) защита внешних политических и экономических интересов Союза ССР, а также находящихся за границей граждан Союза ССР; б) выполнение постановлений о заключении договоров и соглашений с иностранными государствами; в) руководство проведением в жизнь заключённых с иностранными государствами договоров и соглашений; г) наблюдение за выполнением соответствующими органами власти договоров, соглашений и актов, заключённых с иностранными государствами (Положение о Народном комиссариате иностранных дел от 12 ноября 1923 г. – «Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР» 1923 г. № 10). Министерство иностранных дел СССР назначает и отзывает консульских представителей СССР в иностранных государствах.
Законом от 1 февраля 1944 г. союзным республикам было предоставлено право внешних сношений – дипломатических и консульских. Принятие этого закона явилось новым важным шагом в практическом разрешении национального вопроса в многонациональном Советском государстве, представляло собой новую победу национальной политики Коммунистической партии Советского Союза. Представительство союзной республики в международных сношениях устанавливается её Верховным Советом. Министерство внутренней и внешней торговли СССР осуществляет вместе с Министерством иностранных дел СССР практическое руководство внешней экономической политикой СССР. Министерство внутренней и внешней торговли на основе монополии внешней торговли СССР (см.) заключает международные торговые договоры, внешнеторговые сделки, руководит таможенным делом. Зарубежные органы Министерства внутренней и внешней торговли – торговые представительства СССР (см.) – являются составной частью советских дипломатических представительств.
Зарубежные О. в. с. могут быть постоянными (посольства, миссии, постоянные представители в международных организациях, консульские представительства) или временными (делегация на международные съезды и конференции, в комиссиях политического характера, представители на различных государственных торжествах и т. д.). Дипломатические представители, находясь за границей, пользуются особыми правами, совокупность которых принято называть дипломатическим иммунитетом (см.), как-то: неприкосновенность личности и жилища, право шифрованной переписки, изъятие из местной юрисдикции и т. д.
Дипломатические О. в. с. (см. Представительство дипломатическое) делятся на посольства, во главе которых стоят послы, и миссии, возглавляемые посланниками и поверенными в делах. В состав посольств и миссий входит дипломатический персонал: руководители посольств или миссий, советники, секретари и атташе, пользующиеся дипломатическим иммунитетом в полном объёме, и технический персонал, который, как правило, дипломатическим иммунитетом не пользуется. Совокупность глав посольств и миссий составляет дипломатический корпус (см.) в узком смысле слова. Дипломатический корпус в широком смысле охватывает весь дипломатический персонал посольств и миссий. Во главе дипломатического корпуса стоит старейшина, или декан (см. Дуайен).
Дипломатические представители назначаются органами, предусмотренными в конституция страны назначения. Прекращение полномочий дипломатических представителей оформляется вручением отзывной грамоты (см.) в случае смерти дипломатического представителя, при заявлении об отставке, при отзыве своим правительством, при требовании отозвания со стороны государства пребывания или возвращении верительной грамоты и выдаче паспорта на выезд при разрыве дипломатических отношений, в случае войны.
О. в. с, как и всякие другие гос. органы, выражают интересы господствующих классов представляемых ими государств. Эти интересы в буржуазных государствах не только не совпадают с интересами большинства населения, но находятся с ними в непримиримом противоречии. Так, напр., О. в. с. агрессивных империалистических государств, выполняя волю монополистов, сколачивают агрессивные союзы, подготавливают несправедливые войны, спло/пь и рядом вмешиваются в дела других народов. Судебные процессы над изменниками и предателями родины в Венгрии, Болгарии, Чехословакии и других странах показали, что сотрудники некоторых зарубежных О. в. с. проводили шпионско-диверсионную и иную подрывную деятельность в странах пребывания, что является грубым нарушением элементарных норм посольского и вообще международного права.
Иную картину являет собой деятельность О. в. с. СССР, осуществляющих внешнюю политику советского социалистического государства. Деятельность советских О. в. с, выражающая интересы народов Советского Союза и находящая сочувствие и поддержку трудящихся всех стран, направлена на укрепление международного мира и установление дружественных отношений со всеми государствами на основе равенства и признания взаимных прав.
Важнейшими законодательными актами СССР, регулирующими правовое положение советских О. в. с, являются: 1) Конституция СССР 1936 г. и конституции союзных республик; 2) Консульский устав, утверждённый постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 января 1926 г. (СЗ 1926 г. № 10, ст. 78), регламентирующий правовое положение и функции советских консульств за границей; 3) Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утверждённое ЦИК и СНК СССР 14 января 1927 г. (СЗ 1927 г. № 5, ст. 48), определяющее понятие дипломатических представителей и их привилегии; 4) Положение о торговых представительствах от 13 сентября 1933 г. (СЗ 1933 г. № 59, ст. 354); 5) Указы Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1941 г. № 21) и от 28 мая 1943 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1943 г. № 22) об установлении рангов дипломатических представителей; 6) Закон о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-
республиканский Народный комиссариат от 1 февраля 1944 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1944 г. № 8); 7) закон от 15 марта 1946 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1946 г. № 10), преобразовавший Народный комиссариат иностранных дел СССР в Министерство иностранных дел СССР; 8) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. о порядке сношений гос. учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств («Ведомости Верховного Совета СССР» 1948 г. № 5).
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.